Как уберечь людей пожилого возраста от действий мошенников
Этот вопрос обсудили в администрации Стерлитамака на совещании с представителями УМВД по г.Стерлитамаку, Пенсионного фонда, «Почты России», городского Совета ветеранов и служб города.
За прошлый год жители Стерлитамака перевели мошенникам 513 млн рублей. За 1 квартал 2025 года – 55 млн рублей. Еженедельно сумма ущерба составляет от 3 до 7 млн рублей, примерно треть потерпевших еженедельно – это люди пожилого возраста. Как отметил начальник отделения по расследованию преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий Следственного управления УМВД по г.Стерлитамаку Никита Михеев, как правило, пожилым людям сообщают (чаще именно по стационарному телефону), что их близкий родственник попал в ДТП или задержан полицией, также звонят и представляются сотрудниками Пенсионного фонда, надзорных органов, поликлиники и т.д., при этом просят назвать код из сообщения, которое приходит на мобильный телефон пенсионеру от Госуслуг.
Заместитель начальника полиции УМВД по г.Стерлитамаку Алексей Толченников добавил, что сами пенсионеры - потерпевшие, с их слов, осведомлены о фактах мошенничества и преступных схемах, то есть теоретически знают, но на практике применить не могут, так как мошенники используют психологические методы воздействия.
- Профилактическая работа должна быть усилена, чтобы дойти до каждого. Суммы, которые наши пенсионеры отдают кибермошенникам, впечатляют, поэтому к профилактике важно подключиться всем службам, которые так или иначе взаимодействуют с пенсионерами, - подчеркнул заместитель главы администрации Павел Шорохов.
Было принято решение распечатывать памятки на обратной стороне квитанций, а также газовая служба, почтальоны, которые разносят пенсию, другие коммунальные службы, которые обходят квартиры для сверки показаний приборов учёта, должны рассказывать пожилым людям о фактах мошенничества и предупреждать, как не попасться на уловки злоумышленников.
Родственникам, о которых вам сообщают по телефону, даже якобы от их имени, лучше перезвонить самими и удостовериться, что с ними всё в порядке; не включать демонстрацию экрана телефона, общаясь в мессенджерах; никому не сообщать код из смс от Госуслуг; не брать трубку при виде незнакомых номеров, а ещё лучше установить специальные приложения, блокирующие такие номера.