Ратмир Мавлиев: В годы Великой Отечественной войны как боевые единицы применялись и бронепоезда – бронированные железнодорожные составы с артиллерийским и пулеметным вооружением

В годы Великой Отечественной войны как боевые единицы применялись и бронепоезда – бронированные железнодорожные составы с артиллерийским и пулеметным вооружением. Их к началу войны в частях Красной Армии насчитывалось 44 единицы - уникальные боевые единицы, сыгравшие важную роль в разведывательных и наступательных операциях.

Строительство бронепоездов типа ОБ-3 (облегченная бронеплощадка, третий вариант) развернулось в тылу на свыше 50 депо, паровозо- и вагоноремонтных заводах НКПС СССР, в том числе на Уфимском паровозоремонтном заводе.

В ноябре 1941 года из Наркомата путей сообщения Москвы были получены чертежи будущего бронепоезда - общие габариты бронепаровоза и броневагона типа ОБ-3. Затем инженеры и техники Уфимского паровозоремонтного завода в течение 10 дней выполнили детальные чертежи, разработали конструкции и технологический процесс.

Изначально было намечено выполнить боевое задание к середине декабря. Ценой больших усилий два бронепоезда «Полководец Суворов» и «Александр Невский» удалось построить лишь к 17 апреля 1942 года. Из них составили 25-й отдельный дивизион бронепоездов. Проводы состоялись 21 апреля.

В 1943 году на Уфимском паровозоремонтном заводе также сверх основного плана было построено еще два бронепоезда, но уже типа БП-43. Один из них под именем «Салават Юлаев» в мае, другой – в июне. Второй бронепоезд при его изготовлении получил название «Уфимец», при передаче Красной Армии – «Уфа». Он по предложению рабочих Уфимского ПРЗ был построен на средства, собранные за несколько дней коллективами предприятий, в том числе, паровозоремонтного завода, учреждений, театров, государственного цирка, парка культуры и др.

Эти два бронепоезда строились уже в рекордно короткие сроки – первый за 9 дней, второй – за 8 дней. В состав экипажей вошли только рабочие завода. На оба поезда, в отличие от предыдущих, установили устойчивые от снарядов орудийные башни танка Т-34 и мощную 76-мм танковую пушку образца 1940 года. Против снарядов этого дальнобойного орудия не могла устоять даже броня немецких танков – «Пантеры» и «Тигра».

Эти стальные крепости на рельсах поддерживали наступающие войска огнём и броней, прикрывали железнодорожные узлы, уничтожали вражеские эшелоны и укрепления. Их вклад в общую Победу невозможно переоценить!

Ознакомиться с макетом бронепоезда «Уфа» можно в инфотраке «Уфа в движении», который совсем скоро возобновит свою работу. Подробности на странице Музея истории города Уфы - https://vk.com/museum_ufa.

Автор: Ратмир Мавлиев

Это интересно

Топ

Лента новостей