В Черноземье упало количество закупок гражданских дронов в семь раз
Госзакупки беспилотных аппаратов для гражданских нужд за 11 месяцев 2025 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились более чем в семь раз по объему финансирования в регионах Черноземья. При этом Воронежская область, которая снизила закупки в 8,5 раза, вышла из тройки лидеров регионов России по этому показателю. Тенденция в макрорегионе коррелирует с общероссийской, а эксперты считают, что основная причина — в насыщении госструктур техникой, и отмечают, что главным препятствием для развития отрасли остается нехватка отечественных разработок.
Основной причиной снижения рынка стало насыщение, так как потребители в макрорегионе уже приобрели технику, рабочий цикл которой рассчитан на пять-шесть лет, считает проректор по науке и инновациям Воронежского государственного технического университета (ВГТУ, где с сентября 2022 года работает лаборатория беспилотных авиационных систем) Алексей Башкиров.
По его мнению, порядка 70% закупок приходится на сельскохозяйственный сегмент, кроме того, по программе «Кадры для беспилотных авиационных систем» (в рамках нацпроекта «Беспилотные авиационные системы», которая стартовала в 2024 году) в Воронежской области были осуществлены крупные закупки для школ и вузов.
«Серьезных барьеров для использования дронов в регионе фактически нет, так как существуют регламенты, позволяющие интегрировать дроны сельхозпроизводителям и проводить практические занятия для студентов и школьников (регламенты позволяют запускать дроны в условиях запрета на использование беспилотников в приграничных зонах.— «Ъ»). Главные системные барьеры для развития отрасли лежат глубже: полная импортозависимость по критическим компонентам. Отечественная сборка — это чаще всего китайские микроконтроллеры, аккумуляторы и камеры на нашей плате. Решение этого видится в кооперации регионов страны и развитии научно-производственных центров, так как развивать производство в одной области будет слишком сложно. Воронеж с его сильной школой электроники мог бы занять свою нишу в создании электродвигателей», — пояснил господин Башкиров.
При этом замминистра сельского хозяйства Воронежской области Елена Дорохова рассказала «Ъ-Черноземье», что госзакупок в этом направлении в регионе нет:
«Приобретение сельхоздронов сейчас ведут частные компании — в основном под собственные нужды. Через министерство закупок не проходит».
Гендиректор тамбовского ООО «Экопром» (производство FVP-квадрокоптеров для СВО, разрабатывают дроны для пожаротушения) Александр Рудик считает, что локализация производства их дронов из отечественных комплектующих достигла 80%.
«Отрасль движется большими шагами, скоро нас ждет применение беспилотников практически во всех сферах жизни — от доставки до поиска потерявшихся людей и мониторинга огромных территорий для поиска возгораний и локализации огня на ранней стадии. Пока недостаточно объемов производства комплектующих, но прогресс огромен за последние два года. Чтобы стимулировать отрасль, нужно объединить усилия, систематизировать опыт, поставить общие цели. Пока в России каждая компания двигается в одиночку, и результат бывает разным»,— пояснил он.
Подробнее — читайтев материале «Ъ-Черноземье»








































