Когда «мост дружбы» становится мостиком к халифату

Когда «мост дружбы» становится мостиком к халифату

Почему-то почти незамеченным осталось такое вот событие: 18 ноября в тихой гавани российского Поволжья приземлился весьма примечательный десант.

Новоиспеченный муфтий Стамбула Эмруллах Тунджел, едва получив назначение от «султана» Эрдогана, совершил первый зарубежный визит в Татарстан и Башкортостан. Не в Мекку, не в Каир и даже не в Палестину, как вы могли бы подумать, а прямиком в тюркоязычные регионы России.

Маршрут турецкого гостя пролег через Уфу, Казань и священный Болгар (бывшая столица Волжской Булгарии, центр паломничества мусульман) – ключевые точки тюркского присутствия в нашей стране. В башкирской столице муфтий принял участие в международной конференции «Идеалы и ценности ислама: Одна умма – одна судьба».

«Долг духовных лиц – выполнять заповеди Аллаха, призывать жить в дружбе и мире с представителями разных конфессий, народов. Своеобразный мост дружбы существует между Стамбулом и Уфой. Российский исламский университет (РИУ) в столице Башкирии, строительство которого мы начали в 2015 году и открыли в 2022-м, является примером солидарности между двумя народами», – цитирует муфтия РИА Новости .

Трогательно наблюдать, с каким отеческим трепетом Анкара опекает свои, скажем так, «культурные инвестиции». Господин Тунджел не просто попил чай с чак-чаком, он в прямом смысле проинспектировал плоды долгой работы – тот же Исламский университет в Уфе. А «своеобразный мост дружбы» между Стамбулом и российскими регионами, о котором он так старательно вещал с высокой трибуны, – это, видимо, тот самый мост, по которому турецкое религиозное влияние должно промаршировать в Поволжье под аккомпанемент разговоров о «единой умме».

Лозунг про «общую судьбу» тоже звучит красиво, но когда эту судьбу пишут в стамбульских кабинетах, стоит задуматься: а чья это, собственно, судьба? Неоосманы не мытьем, так катаньем методично собирают религиозно-этнический пазл на нашей территории. Спойлер: в их картинке Россия – всего лишь фон.

Так что визит Тунджела очень хорошо показывает, где пролегают истинные приоритеты неоосманского исламского проекта. Турция, не стесняясь, демонстрирует, что считает поволжские республики зоной своих особых духовных интересов.

Отдельного внимания заслуживает поездка в Болгар – колыбель ислама в Поволжье, которую муфтий посетил с видом знатока, вернувшегося в родовое имение. Для Анкары это не просто музейная экскурсия, а символический акт. Посещение древней столицы Волжской Булгарии фиксирует историческую преемственность, которую турки так любят навязывать. Пока мы рассуждаем о многополярном мире, наши «дорогие партнеры» методично выстраивают свою вертикаль лояльности, где духовный центр находится в районе Босфора, а Уфа и Казань – лишь филиалы великого тюркского мира.

Очаровательная «дружба», не правда ли? Первый визит стамбульского муфтия именно в Россию – это не жест вежливости, а недвусмысленная заявка на ментальное кураторство. Гайнутдиновское ДУМ РФ – отличный пример того, как российские религиозные структуры уходят «под турок».

Так что если кто-то думает, что пресловутый «мост дружбы» в понимании Анкары предполагает равенство и доверие, то он, вероятно, слишком буквально воспринимает восточные метафоры. Это не мост дружбы, это пылесос лояльности, работающий на полную мощность прямо у нас под носом.

Подпишись на @Osman_devil

Источник: Telegram-канал "Османский дьявол", репост Abbas Djuma

Топ

Лента новостей